Цикл рассказывает о создании выдающимися отечественными и мировыми кинематографистами приключенческих фильмов. В СССР так называлась знаменитая серия приключенческих и фантастических книг для подростков, выходившая в издательстве «Детская литература». Эти книги были самым настоящим сокровищем и мечтой любого подростка. Неведомые миры, затерянные острова, удивительные люди, которые отважно сражались с пиратами, разбойниками и дикарями, – все это будоражило воображение. Использованы уникальные фото- и видеоматериалы из российских архивов.
01. Тайна двух океанов
В 1957 году на экраны вышел двухсерийный фильм Константина Пипинашвили "Тайна двух океанов" - экранизация одноименного приключенческого романа Григория Адамова. В том же году были созданы такие картины, как "Летят журавли" Калатозова, "Дом, в котором я живу" Кулиджанова и Сегеля, "Земляничная поляна" Бергмана, "Мост через реку Квай" Лина. Сегодня эти шедевры заслонили фильм Пипинашвили, однако тогда он вызвал самый настоящий ажиотаж. Его посмотрели более 30 миллионов зрителей, а на фестивале в Дамаске картина получила диплом за высокую технику производства и разработку научно-фантастического сюжета.
02. Пираты Тихого океана
В 1979 году на советские экраны выходит картина "Пираты Тихого океана" по мотивам приключенческого романа Жюля Верна "Два года каникул". Это адаптированный для проката в СССР и странах соцлагеря одноименный сериал производства ФРГ, который был создан в 1974 году. Увы, эта замечательная картина оказались в тени настоящих тяжеловесов, бесспорных лидеров проката того года - "Пиратов XX века" Бориса Дурова и "Экипажа" Александра Митты.
03. Человек-амфибия
В канун нового 1962 году в Москве прошла премьера "Человека-амфибии" - экранизации одноименного романа Александра Беляева. Фильм поставили два режиссера: Владимир Чеботарев до этого сделал биографическую картину "Сын Иристона", Геннадий Казанский прославился киносказкой "Старик Хоттабыч". "Человека-амфибию" могла ожидать непростая судьба: сразу после премьеры фильм разгромили в прессе как чуждый советскому зрителю набор зрелищных аттракционов. Однако публика посчитала иначе: фильм стал легендой, а исполнивший роль Ихтиандра Владимир Коренев - новой кинозвездой.
04. Мегрэ и Сен-Фиакрское дело
В 1959 году в Париже прошла премьера фильма "Мегрэ и Сен-Фиакрское дело". Это была уже двадцать восьмая режиссерская работа Жана Деланнуа и вторая картина, в которой в роли комиссара Мегрэ появился классик французского кино Жан Габен. Этот фильм отличается от остальных экранизаций рассказов Жоржа Сименона о знаменитом комиссаре тем, что детектив оборачивается лирической историей, герой которой оглядывается на свою молодость, прошедшие годы и первую любовь.
05. Голубая стрела
В конце января 1959 года на советские экраны вышла приключенческая картина "Голубая стрела", снятая на киностудии им. А. Довженко. Режиссер Леонид Эстрин задумал этот фильм, когда снимал предыдущую ленту - "Главный проспект". Кто-то из членов группы принес на площадку книгу Владимира Черносвитова "Голубая стрела" и дал почитать режиссеру. На следующее утро Эстрин пришел на съемки невыспавшийся и вернул книгу со словами, что это будет его следующий фильм.
06. Охотники в прериях Мексики
В 1988 году на экраны ГДР вышел фильм "Охотники в прериях Мексики" - последний фильм в жанре "штрудель-вестерн" - восточно-германской версии итальянского спагетти-вестерна и японского сукияки-вестерна. Роль Дикого Запада сыграла советская Средняя Азия. А в образе главного героя в последний раз появился серб Гойко Митич - главная звезда жанра.
07. Земля Санникова
В 1972 году в адрес дирекции киностудии "Мосфильм" пришла разгневанная телеграмма от Владислава Дворжецкого, Георгия Вицина, Олега Даля и Сергея Шакурова. Звезды советского кино, занятые в съемках фильма "Земля Санникова", взбунтовались против режиссеров Леонида Попова и Альберта Мкртчяна, обвиняли их в непрофессионализме. Последовали худсоветы, разбирательства, увольнения. Инициатору бунта Сергею Шакурову пришлось уйти из проекта. Роль, которую он должен был сыграть, в итоге исполнил Юрий Назаров. Однако зрители, разумеется, не подозревали об этих страстях. Их увлекли страсти экранные. Фильм вошел в число культовых, только в 1974 году его посмотрели более 40 миллионов человек.
08. Пропавшее золото инков
Уникальный проект в истории кино ФРГ. Этот фильм - экранизация Джека Лондона - был снят в невероятном темпе, ровно за месяц. Режиссером картины выступил легендарный Вольфганг Штаудте - классик немецкого кино, один из основателей студии DEFA, который в 1950-х годах переехал из Восточного Берлина в Западный и стал работать на студиях ФРГ.
09.Завещание профессора Доуэля
Экранизация хрестоматийного фантастического романа Алекандра Беляева. Режиссеру Леониду Менакеру хотелось удивить зрителя, поэтому он перенес действие фильма из предвоенного Парижа в условную англоязычную страну второй половины ХХ века, приключенческий жанр сменил на философскую притчу с элементами фантастики, а на главную роль пригласил малоизвестного широкой публике артиста - главного режиссера Лиепайского драматического театра Ольгерта Кродерса.
10. Телохранитель
Открытие феномена японского кино западной публикой началось с триумфа фильма Акиры Куросавы "Расемон" на Венецианском фестивале 1951 года. Спустя 10 лет его очередной фильм "Телохранитель" вновь будет в основном конкурсе фестиваля, однако Кубок Вольпи получит не режиссер, а исполнитель главной роли Тосиро Мифунэ. "Телохранитель" разойдется на цитаты - сюжетные мотивы и операторские приемы будут использовать десятки режиссеров по всему миру - от Серджо Леоне ("За пригоршню долларов") до Джон Г. Эвилдсена ("Инферно").
11. Достояние республики
Фильм "Достояние республики" создавался к 55-летию Октябрьской революции в традициях так называемого "истерна" - советской модели американского вестерна, где вместо бледнолицых и краснокожих были белые и красные. Картина с приключенческим сюжетом и блестящими актерскими работами Андрея Миронова, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Ольги Жизневой тут же завоевала сердца зрителей.
12. Бразилия. Цвет красный
В октябре 2001 года вокруг знаменитой Гонкуровской премии развернулась невиданная доселе интрига. Пять раз члены жюри проводили голосование, и пять раз голоса распределялись поровну. За шестой попыткой определить победителя следили все авторитетные мировые СМИ. Приз достался 49-летнему французу Жану-Кристофу Рюфену за роман "Бразилия. Цвет красный". Среди тех, кто сделал ставки на тотализаторе, были два приятеля: ассистент режиссера Сильвен Аршамбо и сценарист Кристиан Дюге. Аршамбо ошибся и проиграл. Однако пройдет десятилетие, и именно он, уже будучи режиссером, перенесет роман Рюфена на экран.