Ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский представляет свою новую авторскую программу, посвящённую на этот раз великому театральному режиссёру, актёру, педагогу, создателю знаменитой актёрской системы, которая имеет огромную популярность в России и в мире, Константину Сергеевичу Станиславскому. В 2013 году исполняется 150 лет со дня его рождения.
Фильм 1-й. "Чужой дом".
Декрет об объединении театрального дела и национализация Художественного театра, ответ большевистскому перевороту и гражданской войне. Жизнь и быт Станиславского в эти годы. Идея создания театра-пантеона. Попытка вернуть в Советскую Россию "Качаловскую группу", секретный протокол с властью о гастролях в Европе и Америке. Американские гастроли, крушение самой идеи Художественного театра. Письма из-за океана. Возвращение в СССР в августе 1924 года.
Фильм 2-й. "В Америке".
В сентябре 1922 года Станиславский отправляется вместе с Художественным театром в Европу и Америку. Разрешение на гастроли было получено с огромным трудом и на секретных условиях. Эта поездка, растянувшаяся на два года, стала переломным моментом в судьбе Художественного театра и в судьбе Станиславского. В сущности, именно там, за океаном, была подготовлена почва для советизации великого театра.
Фильм 3-й. "Возвращение".
Разрыв с Немировичем-Данченко. Констанстантин Сергеевич впервые единолично руководит МХАТом. Последняя вспышка творческого гения: "Горячее сердце" и "Дни Турбиных". Празднование 10-й годовщины революции. Постановка спектакля "Бронепоезд 14-69". МХАТ выбирает путь. Молодое руководство советского МХАТа рвётся в бой. В это время Михаил Чехов покидает СССР. Октябрь 1928 года, 30-летие МХАТа. Станиславский играет Вершинина: у него случается инфаркт на сцене. В итоге - Станиславский покидает Художественный театр накануне "года великого перелома". Он вернётся почти через два года, но уже в другую страну и в другой МХАТ.
Фильм 4-й. "Система".
Станиславский известен в современном театральном мире как создатель Художественного театра. Но не менее важна сотворенная им система воспитания актёра. Процесс создания "главной книги" захватил много лет и эпох. Завершение этой книги состоялось в 1930-е годы. Тут сошлось всё: одиночество Станиславского (четыре года не переступал порога созданного им театра), канонизация артиста, уничтожение всех его оппонентов и так далее. Смысл странной и гордой фразы, в которой сам Константин Сергеевич формулирует итог своего пожизненного труда: "Актёра - общественника в свою книгу я не пустил".
Фильм 5-й. "Изоляция".
Главное изобретение Константина Станиславского - Художественный театр. Что приключилось с этой коренной идеей ХХ века? Как выстроились отношения Станиславского с "другом всех советских артистов"? Как оборвались его отношения с Немировичем-Данченко. Как покинул Художественный театр Булгаков? Приглашение разгромленного Мейерхольда на работу в оперную студию Станиславского. Последние творческие идеи Константина Станиславского. Его смерть и похороны. В чём должна заключаться сейчас наша верность человеку, который прославил русский театр в мире?