Документальный цикл рассказывает о создании выдающимися европейскими кинематографистами фильмов, посвященных Второй мировой войне. Речь пойдет о кинолентах "Мефисто" Иштвана Сабо, "Магазин на площади" и "Смерть зовется Энгельхен" Яна Кадара и Эльмара Клоса, "Альба Регия" Михая Семаша, "Туннель" Франчиска Мунтяны, "Пепел и Алмаз" Анджея Вайды. Это уникальная возможность познакомить зрителей с личностью режиссера каждого из фильмов и актерами, которые в них снимались, рассказать о том, почему эти картины создавались именно в такой стилистике и что осталось за кадром, отследить судьбу ленты от замысла до выходы на экраны в странах Европы и в Советском Союзе.
фильм 1 - Мефисто В основе сюжета фильма "Мефисто" режиссера Иштвана Сабо лежит роман Клауса Манна "Мефисто: история одной карьеры", рассказывающий, как путь к актерской славе превращается в сделку c нацистской властью. Для актера Клауса Марии Брандауэра с выходом этого фильма на экраны наступило время мирового признания. В 1982 году американские киноакадемики признали "Мефисто" лучшим фильмом на иностранном языке. фильм 2 - Магазин на площади Действие чехословацкого фильма "Магазин на площади" начинается в 1942 году, когда житель маленького городка плотник Тоно Бртко (в исполнении Йозеф Кронера) получает в подарок магазин пуговиц. Тоно должен заменить 78-летнюю еврейку мадам Лаутманн (эту роль сыграла известная польская актриса Ида Каминска). Комедия о похождениях недотепы превращается в пронзительную трагедию, когда герой понимает, что эта сделка разрушает его душу. Совместная работа режиссеров Ян Кадара и Эльмар Клоса стала событием в кинематографическом мире. Картина получает особое упоминание на Каннском кинофестивале, Золотой глобус как лучший фильм на иностранном языке и через несколько месяцев в этой же номинации - премию Оскар. фильм 3 - Смерть зовется Энгельхен "Смерть зовется Энгельхен" - пятый совместный фильм чехословацких режиссеров Яна Кадара и Элмара Клоса. В переводе на русский язык "Энгельхен" значит "ангелочек", это нежное имя носит командир карательного отряда. Для главного героя Павла и его друзей слово Энгельхен - синоним нацизма. Операцию против партизан, одним из которых был Павел, возглавлял тот самый Энгельхен, матерый и хитрый нацист. В 1963 году фильм был удостоен Золотого приза Московского международного кинофестиваля. фильм 4 - Альба Регия В марте 1945 года в венгерском городе Секешфехервар, на верхнем этаже одного из центральных зданий работал секретный передатчик, и советская разведчица передавала донесения, используя в качестве позывных слова "Альба Регия". Эта история легла в основу картины венгерского режиссера Михая Семеша. На главную роль он пригласил покорившую весь мир Веронику из фильма "Летят журавли" - советскую актрису Татьяну Самойлову. Специально для съемок она выучила венгерский язык и ездила в Крым, чтобы встретиться с прототипом своей героини. На площадке Самойлова поразила всех знанием очень важных деталей, которые помогли группе в работе над картиной. фильм 5 - Туннель В основу первой советско-румынской картины "Туннель" режиссеров Ф. Мунтяну и Е. Народицкой легла история, основанная на реальных событиях. В самом конце Второй мировой войны небольшая группа советских и румынских солдат пробралась в тыл к нацистам, чтобы помешать взорвать стратегический туннель в городе Ардял. Вначале советские и румынские солдаты, направленные на выполнение этого задания, - чужие друг для друга люди, но опасная работа в непрестанном напряжении их сплачивает, превращает в один живой организм. Советский Союз в фильме представляли молодые актеры Алексей Локтев, Валентина Малявина, Лев Прыгунов. фильм 6 - Пепел и алмаз Польское партийное руководство не собиралось выпускать картину Анджея Вайды "Пепел и алмаз" за пределы страны. Но кинолента попала на Венецианский кинофестиваль и стала событием международного масштаба. Первая мирная ночь после окончания Второй мировой. Главного героя Мацека, роль которого исполнил Збигнев Цибульский, в течение нескольких часов ждет много важных открытий, к которым он совершенно не готов. Вайда и Цибульский создали на экране удивительный характер: даже совершив убийство, он остается героем романтического склада. фильм 7 - Зарево над Дравой "Зарево над Дравой" - один из главных болгарских фильмов о Второй мировой войне. В центре этой киноэпопеи - мощный незаурядный характер и яркая судьба коммуниста Бояна Васильева, которого сыграл Георги Георгиев-Гец. Освобожденный советскими войсками из камеры смертников, коммунист Васильев направляется в армию, чтобы вести работу среди солдат и офицеров, привлекая их на сторону революции. фильм 8 - Чай с Муссолини "Чай с Муссолини" - автобиографическая картина Франко Дзеффирелли о его детстве и юности, которые пришлись на предвоенные и военные годы. Оставшись без матери и отцовского внимания, герой фильма попадает на воспитание к трем пожилым англичанкам, живущим во Флоренции. Почти у всех исполнительниц главных ролей - Джуди Дэнч, Мэгги Смит и Джоан Плаурайт - на тот момент были статуэтки "Оскар" или несколько номинаций на эту премию. Еще одну важную женскую роль - американской певицы Эльзы - исполняет Шер, которая тогда находилась в зените своей славы. фильм 9 - Я родом из детства Этот фильм поставил белорусский режиссер Виктор Туров. Мальчишкой у него на глазах нацисты арестовали отца-партизана и приговорили его к расстрелу. С матерью и сестрой он был отправлен в Германию, стал узником концлагеря. И об этой своей войне он снимал фильмы. Соавторами Виктор Турова, как правило, становились те, чье детство пришлось на войну: сценарист Геннадий Шпаликов, оператор Александр Княжинский, исполнитель роли танкиста Владимир Высоцкий. фильм 10 - Радуга Фильм "Радуга" режиссер Марк Донской снимал в Ашхабаде, в эвакуации, на городском стадионе, температура воздуха достигала сорока градусов. На этом пространстве оператор Борис Монастырский воссоздал студеную зиму. Снег сотворили при помощи соли, нафталина и песка. На избах висели стеклянные сосульки. А вокруг стадиона поставили висельницы с муляжами, которые производили жуткое впечатление на приезжавших в город. Режиссер задал такую атмосферу эмоционального накала, что актеры забывали о жаре, условностях съемок и переживали воссоздаваемые события как подлинные. фильм 11 - Два бойца Фильм "Два бойца" снимали в 1943 году на Ташкентской киностудии. Операторы и художники загримировали ташкентский парк таким образом, чтобы там можно было снимать эпизоды ленинградской обороны. Поначалу ни песни "Темная ночь", ни "Шаланды" в сценарии не было. Однажды режиссер пожаловался композитору Никите Богословскому, что сцена в землянке у него провисает. И Богословский тут же уловил, что необходимо режиссеру. И это был единственный случай в жизни композитора, когда музыка писалась ровно столько же, сколько она звучала в фильме - примерно две с половиной минуты. фильм 12 - Двадцать дней без войны Об истории съемок одной из самых пронзительных кинокартин о Великой Отечественной войне. Госкино боролся против участия в картине Юрия Никулина. Автор сценария Константин Симонов кричал: "Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина!". Василилй Шукшин умер, не сыграв роль, которая была написана для него. Режиссер Алексей Герман создал свой уникальный исторический киностиль. фильм 13 - Третий тайм В основе фильма режиссера Евгения Карелова "Третий тайм" лежит реальный факт времен Великой Отечественной войны - футбольный "матч смерти" между немецкой командой и командой советских военнопленных, бывших игроков "Динамо". Это было в Киеве в августе 1942 года. В 1963 году фильм посмотрели 32 миллиона зрителей. фильм 14 - Порох Дебютный фильм режиссера Виктора Аристова "Порох" создавался к 40-летию Победы. Это история о том, как в условиях смертельной опасности под непрерывным артобстрелом и бомбежками на баржи в Кронштадте было погружено 400 тонн пороха и через Финский залив доставлено в Ленинград. Тем самым была ликвидирована угроза последнего залпа, так как в городе на тот момент запасы пороха иссякли. Съемочный период проходил в рекордно сжатые сроки и потребовал от каждого участника киногруппы максимальных усилий и энергии. Как писали критики:«"Порох" - это не по поводу войны, это - о самой войне». фильм 15 - Мать Мария Казалось невероятным, что советский режиссер Сергей Колосов в самом начале 1980-х снимал картину про монахиню и белоэмигрантку мать Марию, в миру - Елизавету Юрьевну Кузьмину-Караваеву. Во время Второй мировой войны она была участницей французского Сопротивления. Земной путь матери Марии завершился в женском концлагере Равенсбрюк. В 2004 году мать Мария была причислена Константинопольским патриархатом к лику Святых. фильм 16 - Ты не сирота История о ташкентской семье Шамахмудовых, которая в годы войны усыновила 15 детей разных национальностей из разных республик Советского Союза, не могла не привлечь внимание кинематографистов. Чтобы погрузиться в материал, режиссер Шухрат Аббасов пришел к Шамахмудовым в гости и... остался там жить на некоторое время. Именно в их доме родилась концепция фильма: это будет не беззаботное, "радужное" детское кино, а сложная и жесткая картина о военном и послевоенном времени. фильм 17 - Судьба человека Снять эту картину по одноименному рассказу Михаила Шолохова для Сергея Бондарчука было больше, чем мечтой. Он перечитал все произведения писателя, от руки нарисовал каждый кадр, даже заручился поддержкой ЦК партии. Дело в том, что это был режиссерский дебют уже известного артиста, к тому же Бондарчук сам хотел играть главную роль. Начальство не спешило давать отмашку: справится ли он со столь разными задачами - быть и за, и перед камерой? Фильм завоевал Золотой приз на Московском кинофестивале 1959 году, был номинирован на премию Оскар, а Сергей Бондарчук удостоен Ленинской премии. фильм 18 - Солдат и слон Его картины резали, запрещали, выпускали с ограниченным количеством копий. И когда Дмитрий Кесаянц предложил экранизировать реальный случай, как с фронта отозвали редкого специалиста по диким животным, который потребовался в тылу в связи с организацией Ереванского зоопарка, на студии "Арменфильм" восприняли идею с недоверием. Зачем про это снимать кино? Кому это может быть интересно? Почему он везет слона, а, например, не жирафа или тигра? И тогда Кесаянц, объясняя чиновникам, почему надо снимать именно слона, произнес слова, которые потом положил в финал фильма: "Слон - это миф, это образ мирной жизни". фильм 19 - Восхождение После сеансов к режиссеру фильма "Восхождение" Ларисе Шепитько подходили зрители и говорили, что таких партизан на экранах еще не было. Но ее волновало другое. Пристально глядя в глаза собеседника, она спрашивала: "Но ведь эта картина не совсем о войне. Вы поняли?" Название фильма было особенным, с намеком, который пугал чиновников. Если восхождение, то куда? Ответ напрашивался сам собой - на Голгофу. В 1977 году фильм "Восхождение" получил главную награду Берлинского кинофестиваля - "Золотого медведя". фильм 20 - Майские звезды В 1959 году на экраны вышел фильм Станислава Ростоцкого "Майские звезды", который снимался совместно с чехословацкими кинематографистами. Действие картины происходит в Праге в мае 1945 года, когда местные жители с благодарностью встречали советских воинов-освободителей. Как сформулировал сам режиссер, первая новелла решена в традициях детского фильма, вторая - как сказка о любви, третья - как трагедия, а четвертая - кинокомедия. Ростоцкий хотел, чтобы настроения зрителей менялись точно также, как улыбки и слезы сменялись на лицах людей в мае 1945 года. фильм 21 - Отец солдата Этот фильм режиссера Резо Чхеидзе закупили 22 страны. Кроме социалистических - были Греция, Япония, Франция, Англия, Канада. К исполнителю главной роли Серго Закариадзе в 56 лет пришла мировая слава. Прототип главного героя существовал в реальности: этот человек служил вместе со сценаристом фильма Сулико Жгенти. Жалея молоденьких солдат, он забирал у них пулемет и тащил его на себе несколько километров. Его экранный образ - персонаж Георгий Махарашвили - живой укор войне, ее полное отрицание. фильм 22 - Александр маленький Фильм Владимира Фокина начинается там, где обычно военные фильмы завершались: последний бой, немецкий город, первые дни мира. Советские солдаты чувствуют себя не просто победителями, но и ответственными за судьбы мирных жителей. Перед съемками режиссер попросил допуск в Госкиноархив ГДР. Он хотел лично отыскать необходимые кадры кинохроники, которые можно было бы вплести в киноповествование. Были просмотрены многие километры пленки, прежде чем выстроилась знаменитая двухминутная хроникальная экспозиция фильма. фильм 23 - Был месяц май Фильм "Был месяц май" Марлен Хуциев поставил по сценарию писателя Григория Бакланова, рассказавшего о первых послевоенных днях. Некоторые моменты из биографии польского актера Ришарда Урбановича перекликаются с эпизодами из жизни его героя: он тоже был угнан нацистами в Германию. Петр Тодоровский снимался в фильме в своей военной форме и со своими боевыми наградами. Режиссер добивался, чтобы исполнители ролей не воспринимались в фильме как актеры - они будто не играют, они настолько достоверны, что кажутся реальными героями повествования.
|
|